Объявление

Прокурор ВАО г. Москвы разъясняет правовые вопросы административной ответственности за нарушения избирательного законодательства.

Статья 5.10 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за проведение предвыборной агитации вне агитационного периода и в местах, где ее проведе­ние запрещено законодательством о выборах, в виде штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Агитационный период начинается со дня представ­ления кандидатом в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации заявления о согла­сии баллотироваться и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования.

Предвыборная агитация на каналах организаций теле­радиовещания, в периодических печатных изданиях и в сетевых изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекра­щается в ноль часов по местному времени дня, пред­шествующего дню голосования.

Проведение предвыборной агитации в день голосова­ния и в предшествующий ему день запрещается.

Часть 1 статьи 5.12 КоАП РФ предусматривает адми­нистративную ответственность за изготовление или распространение в период подготовки и проведения выборов печатных, аудиовизуальных и иных агитацион­ных материалов с нарушением требований, установлен­ных законодательством о выборах, и влечет наказание в виде штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Часть 2 статьи 5.12 КоАП РФ предусматривает админи­стративную ответственность за размещение печатных агитационных материалов в местах, где это запрещено федеральным законом, либо размещение этих матери­алов в помещениях, зданиях, на сооружениях и иных объектах без разрешения собственников или владель­цев указанных объектов и влечет наказание в виде штрафа на граждан в размере от пятисот до одной ты­сячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Запрещается размещать предвыборные печатные агитационные материалы в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования и на расстоянии менее 50 метров от входа в них.

Агитационные печатные материалы (листовки, плака­ты и другие материалы), ранее изготовленные в соот­ветствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) и размещен­ные в установленном законом порядке на специальных местах, указанных в пункте 7 статьи 54 Федерального закона, на рекламных конструкциях или иных стабильно размещенных объектах в соответствии с пунктами 8 и 10 статьи 54 Федерального закона, могут сохраняться в день голосования на прежних местах.

Статьей 5.16 КоАП РФ предусмотрено, что подкуп изби­рателей, если эти действия не содержат уголовно наказу­емого деяния, либо осуществление благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выбо­рах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати ты­сяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Законом предусмотрено, что кандидатам, их доверен­ным лицам и уполномоченным представителям по финансовым вопросам, политическим партиям, их до­веренным лицам и уполномоченным представителям, иным лицам и организациям при проведении предвы-

борной агитации запрещается осуществлять подкуп

избирателей, а именно:

  • вручать им денежные средства, подарки и иные мате­риальные ценности, кроме как за выполнение орга­низационной работы, сбор подписей избирателей, участие в проведении предвыборной агитации;
  • производить вознаграждение избирателей, выпол­нявших указанную организационную работу, осущест­влявших сбор подписей, участвовавших в предвыбор­ной агитации, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение;
  • проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением агита­ционных материалов, которые специально изготовле­ны для избирательной кампании и стоимость которых не превышает 100 рублей за единицу продукции;
  • оказывать услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей посредством обещания им денежных средств, цен­ных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания им услуг иначе, чем на основании принимаемых в соответствии с за­конодательством Российской Федерации решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Часть 1 статьи 5.22 КоАП РФ предусматривает ответ­ственность члена УИК:

  • за выдачу гражданину бюллетеня в целях предоставле­ния ему возможности проголосовать за иных лиц или проголосовать более одного раза в ходе проведения одного и того же голосования;
  • за выдачу гражданину заполненного избирательного бюллетеня.

При условии если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

За совершение указанного правонарушения предусмот­рен административный штраф в размере тридцати тысяч рублей.

Частью 2 этой же статьи предусмотрено, что получение в УИК избирательного бюллетеня с целью проголосовать вместо избирателя, в том числе вместо другого избира­теля, или для участия в голосовании более одного раза в ходе одного и того же голосования, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет нало­жение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.

В целях предотвращения указанных правонаруше­ний сотруднику полиции следует обращать особое внимание на граждан, прибывших на избирательный участок группами.

Часть 3 данной статьи предусматривает администра­тивную ответственность в отношении лица, ранее подвергнутого административному наказанию за ана­логичное правонарушение.

Следует учитывать, что согласно пункту 18 статьи 29 Федерального закона член комиссии с правом реша­ющего голоса не может быть подвергнут админи­стративному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора субъекта Россий­ской Федерации.

Поэтому одновременно с направлением дела в суд следует направить копии протокола и материалов дела об административном правонарушении проку­рору, в компетенцию которого входит рассмотрение вопроса о даче согласия подвергнуть члена комиссии административному наказанию, налагаемому в судеб­ном порядке. Сведения о том, что прокурор извещен, целесообразно приложить к материалам дела, направ­ленным в суд.

Метки:�